Новое в электронных услугах и сервисах Росреестра

 

    С 1 января 2023 года расширяются возможности электронного взаимодействия заявителей с Росреестром. Без усиленной квалифицированной электронной подписи можно подать следующие заявления:

- о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости;

- о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на созданный или реконструированный объект ИЖС, садовый дом;

- о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель;

- о государственном кадастровом учете и государственной регистрации в случае образования двух и более объектов путем раздела, объединения земельных участков;

- о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;

- об исправлении технической ошибки.

Расширяются функции личного кабинета кадастрового инженера. Так, кадастровый инженер сможет бесплатно через личный кабинет получить в электронном виде межевой план, технический план, акт обследования, карту-план территории, карту (план) объекта землеустройства, которые изготовил он.

Через личный кабинет Росреестр будет уведомлять кадастрового инженера о приостановлении регистрации и учета, о выявлении ошибок в подготовленных им документах.

Кроме того, разрабатывается новый цифровой инструмент Росреестра, а именно QR-код, который поможет проверять выписки из ЕГРН на достоверность. Инструмент должен предотвратить случаи мошенничества и обеспечит защиту имущественных прав граждан. Заинтересованное лицо, отсканировав QR-код, получит через официальный сайт Росреестра подтверждение представленных сведений либо их опровержение, если выписка была фальсифицирована.

 


 

 

 

Как получить невостребованные вовремя документы

 

После проведения государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав заявители не всегда успевают вовремя получить документы, представленные ими в бумажном виде в МФЦ.      

В связи с этим возникают вопросы - где искать и как получить свои документы?

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «После оказания государственной услуги готовые документы в течение 45 календарных дней хранятся в пункте приема-выдачи документов в МФЦ по месту обращения. Если в течение этого срока заявитель не заберёт документы, то для дальнейшего хранения их направят в архив филиала ППК «Роскадастр».

«За 2022 год было принято на хранение почти 18 500 не полученных заявителями вовремя документов, выдано за этот же период 1 176 документов», - отметил Виталий Файт, директор филиала ППК «Роскадастр» по Томской области.

Выдача заявителю или его законному представителю невостребованных документов осуществляется бесплатно по заявлению установленной формы с указанием способа получения документов и своего контактного телефона.

Способы получения:

 - в МФЦ по месту обращения за невостребованными документами;

- по месту хранения документов в филиале ППК «Роскадастр»;

- по экстерриториальному принципу в филиалах ППК «Роскадастр» во всех субъектах Российской Федерации.

Кроме того, филиал ППК «Роскадатр» может доставить документы курьерской доставкой за дополнительную плату.

Информацию о способах получения невостребованных документов и сроках их доставки можно получить по телефону 8(3822) 46-78-71(доп. 2012).

 


 

 

Исправление реестровой ошибки

 

Реестровая ошибка – это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами или органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Для исправления реестровой ошибки необходимо представить документы, которые подтверждают ее наличие и содержат корректные сведения для исправления, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда).

Если реестровая ошибка перенесена в ЕГРН из межевого, технического плана или акта обследования, то для ее исправления необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который готовил эти документы. Исправленные документы должны содержать обоснование на наличие реестровой ошибки, а также указанные верные сведения об объекте недвижимости для внесения их в ЕГРН.

Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Исправление реестровой ошибки осуществляется в том случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если исправление реестровой ошибки в записях может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, то такое исправление производится только по решению суда.

Уведомления об исправлении в записях реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

 


 

 

 Итоги реализации на территории Томской области проекта «Электронная ипотека за один день» в 2022 году

 

Управление Росреестра по Томской области уделяет большое внимание  повышению доли электронных услуг и переводу рынка ипотеки в электронный формат для удобства и экономии времени получателей услуг, и, как и другие регионы Российской Федерации, участвует в проекте «Электронная ипотека за один день».

Как рассказала  Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области, электронная регистрация ипотеки не только существенно сокращает время оформления документов, но и позволяет не посещать офисы МФЦ для подачи документов на государственную регистрацию. Достаточно обратиться в кредитную организацию, где все необходимые документы будут оформлены и поданы сотрудниками банков.

К концу 2022 года в рамках проекта «Электронная ипотека за один день» 97,6 % поданных заявлений обрабатывались специалистами Управления в течение одного рабочего дня.

 


 

 

 Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий

 

С 1 июля 2021 г. действуют положения Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон 248-ФЗ), в соответствии с которыми создан Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).

В соответствии со ст. 19 Закона 248-ФЗ ЕРКНМ предназначен для учета проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений; для  учета решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц; для обеспечения взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий; а также для учета информации о жалобах контролируемых лиц. ЕРКНМ является федеральной государственной информационной системой. Оператором ЕРКНМ является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604 утверждены правила формирования и ведения ЕРКНМ.

ЕРКНМ содержит информацию о плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, проводимых в соответствии с Законом 248-ФЗ, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Предоставление информации, содержащейся в ЕРКНМ, осуществляется посредством обеспечения доступа к единому реестру проверок на безвозмездной основе.

Таким образом, используя сайт ЕРКНМ (https://proverki.gov.ru/) индивидуальные предприниматели, юридические лица и граждане имеют возможность заблаговременно получить информацию о планируемых в отношении них контрольных (надзорных) мероприятиях, а также о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях.

«Наличие у индивидуального предпринимателя, юридического лица или гражданина данной информации позволит подготовиться проверяемому лицу к проверочным мероприятиям», - отметила Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.

 


 

 

«Гаражная  амнистия» на территории  Томской области

С сентября 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон о «гаражной амнистии»), а позже и Закон Томской области от 19.08.2021 № 90-ОЗ «О реализации на территории Томской области отдельных положений Закона о «гаражной амнистии» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области».

«Упрощенный порядок при оформлении прав распространяется на земельные участки и расположенные на них гаражные боксы в линейках гаражей, возведенные до 31 декабря 2004 года, до введения в действие Градостроительного кодекса РФ. Также на объекты капитального строительства (капитальные гаражи), которые не были признаны самовольной постройкой», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

С начала действия закона в органы местного самоуправления Томской области (ОМС) подано 581 заявление о предварительном согласовании предоставления земельных участков, из них:

- отказано в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков – 156;

- принято положительных решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков – 190.

Также по 161 заявлению ОМС отказано в приеме заявлений, по 32 заявлениям прекращена работа по инициативе заявителей, 1 заявление направлено на рассмотрение иному должностному лицу в соответствии с компетенцией.

Всего принято решений о предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно – 210, из них:

- подано заявлений ОМС в орган регистрации прав о регистрации права собственности на земельные участки – 149;

- подано заявлений ОМС в орган регистрации прав о регистрации права собственности на гаражи – 91.

 


 

 

 

На кого оформляется недвижимость по материнскому капиталу?


      На вопрос отвечает начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Ия Колыванова:

- Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств или части средств материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга(и), детей (первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) посредством определения размера долей по соглашению.

Нормативная база: часть 4 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

 


 

 

25 лет со дня создания современной системы регистрации прав на недвижимость

31.01.2023 - 25 лет со дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Этот Закон является отправной точкой начала построения современной системы государственной регистрации прав на недвижимость.

Понятие «государственная регистрация» было введено Гражданским кодексом Российской Федерации. Но кодексом государственная регистрация рассматривалась скорее как ведение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и отдельных видов сделок с ним. Законом же было установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним  - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Законодатель также придал особую значимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установив, что она является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Также Законом был определен способ государственной регистрации прав на недвижимое имущество – ведение Единого государственного реестра.

«Конечно, 25 лет законодательство не стояло на месте, многие нормы изменились, появились новые. И сам закон утратил силу, ему на смену пришел Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Но остались основные понятия, заложенные Законом. Как и 25 лет назад, государственная регистрация ведется в Едином государственном реестре. По-прежнему целью государственной регистрации прав является ее признание и подтверждение государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Не изменилось и ее значение - государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права», - рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

 


 

 

Электронная закладная

 

Закладная — это ценная бумага, подтверждающая, что на время ипотеки банк получает недвижимость в залог. Раньше этот документ оформляли только в бумажном виде, но с 1 июля 2018 закладная в ипотечных сделках может оформляться как в документарной, так и в электронной форме. Также электронная закладная может быть выдана взамен документарной закладной. Однако выдача документарной закладной взамен электронной законом не предусмотрена.

Существующие правила о документарной закладной применяются и к электронной закладной, которая представляет собой бездокументарную ценную бумагу, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью. Такая закладная, в соответствии с законом об ипотеке, подлежит обязательной передаче на хранение в депозитарий, т.е. в электронное «хранилище» данных, подтверждающее право владельцев на ценные бумаги. Депозитарий - это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или осуществляющий услуги по учету перехода прав собственности на ценные бумаги.

Составляется такая закладная посредством заполнения формы электронной закладной на едином портале государственных и муниципальных услуг или на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru).

Подписывается электронная закладная усиленной квалифицированной электронной подписью залогодателя и залогодержателя и направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением о выдаче электронной закладной.

С таким заявлением может обратиться также нотариус, в том числе в случае отсутствия у залогодателя и у должника усиленной квалифицированной электронной подписи, такие заявление и электронная закладная подписываются только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Орган регистрации прав вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной, в том числе о депозитарии, в который такая закладная направлена на хранение, подписывает электронную закладную усиленной квалифицированной электронной подписью и передает электронную закладную на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.

 

Просмотров: 901
Источник: Управление Росреестра по Томской области