Информация Росреестра

 

Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

 

Традиционно контрольная (надзорная) деятельность в области государственного земельного надзора осуществлялась по следующей схеме: выявление нарушения по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, последующее привлечение лица к административной ответственности по факту выявленного нарушения. В таких случаях граждане, привлекаемые к административной ответственности, говорили о том, что они не знали о совершенном нарушении, либо у них отсутствовал умысел на совершение нарушения и высказывали пожелания о том, что перед привлечением к административной ответственности граждан, впервые совершивших нарушения, необходимо уведомлять о противоправности их действий. Тем самым, граждане желали заранее знать о том, что их действия противоправные, чтобы иметь возможность прекратить свое противоправное поведение.

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который направлен на стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований путем проведения профилактических мероприятий.

Одной из мер профилактики является объявление контрольным (надзорным) органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережения выносятся в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований.

Например, собственник земельного участка планирует использовать его не по целевому назначению – разместить автомойку на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома. Так, при осмотре земельного участка могут быть установлены признаки готовящегося нарушения: осуществление строительства нового объекта, нахождение рекламных плакатов, согласно которым на земельном участке планируется открытие автомойки.

В этом случае усматривается готовящееся нарушение – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его видом разрешенного использования, за совершение которого предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выдавая в этом случае предостережение контрольный (надзорный) орган не констатирует, что в деятельности лица уже есть нарушение, а лишь указывает лицу на недопустимость возможного неправомерного поведения. При этом в предостережении указывается, какое конкретно поведение (действие) лица может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку при вынесении предостережения факт нарушения не установлен, то дело об административном правонарушении по результатам вынесения предостережения не возбуждается.

В этом и состоит смысл профилактики нарушений: не реагировать по факту выявленного нарушения путем привлечения нарушителей к административной ответственности, а предпринять меры в целях недопущения совершения административного правонарушения.

Предостережение должно содержать предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

В связи с чем, контролируемое лицо не обязано представлять в контрольный (надзорный) орган какой-либо отчет об исполнении им мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в т.ч. принимались ли им такие меры и какие именно.

Поскольку законодательством не предусмотрена обязанность представления информации об исполнении предостережения, то не установлена и ответственность за ее непредставление в контрольный (надзорный) орган.

Таким образом, предостережение – это не угроза контрольного (надзорного) органа в адрес контролируемого лица об обязательном применении штрафных санкций, а разъяснение контрольного (надзорного) органа по конкретным обстоятельствам с указанием возможных негативных последствий для граждан в случае совершения ими административного правонарушения.

«Предостережение является формой наименее обременительного воздействия контрольного (надзорного) органа для граждан, нежели привлечение их к административной ответственности», – отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области  Людмила Лабуткина.

Если лицо, которому объявлено предостережение будет его игнорировать и осуществлять действия, которые приведут к совершению административного правонарушения, то такое лицо будет подлежать административной ответственности с назначением административного наказания.

 


 

 

Порядок предоставления материалов и данных из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства

 

Управление Росреестра по Томской области осуществляет оказание государственной услуги по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ), и информации о таких документах в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 14 ноября 2006 г. № 376 (Административный регламент).

К документам ГФДЗ отнесены: материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель; генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований; схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; проекты освоения новых земель; проекты рекультивации нарушенных земель; проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Согласно Административному регламенту для получения информации, содержащейся в ГФДЗ, любое заинтересованное лицо может в заявительной форме запросить землеустроительную документацию, которая имеет открытый общедоступный характер.

  Для получения необходимой информации из ГФДЗ при обращении лично, либо почтовым отправлением необходимы следующие документы:

-      заявление;

-      документ, удостоверяющий личность;

- документ, подтверждающий полномочия заинтересованного лица (доверенность).

Документы ГФДЗ, носящие открытый общедоступный характер, предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений. Выписки и выкопировки из документов ГФДЗ производятся пользователями самостоятельно в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня принятия заявления. При этом можно запросить за один раз не более десяти документов. В случае обращения по почте заявителю направляются копии документов ГФДЗ в течение 15 дней со дня получения заявления.

Для получения документов из ГФДЗ, отнесенных к информации ограниченного доступа, заинтересованные лица при обращении лично, либо почтовым отправлением дополнительно к вышеуказанным документам предъявляют оригинал документа, дающего право на получение документов ГФДЗ, отнесенных к информации, доступ к которой ограничен.    

Сотрудник, осуществляющий прием заявлений, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления в случае наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствия документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя.

Данная государственная услуга предоставляется бесплатно.

Подробную информацию можно получить по телефону: 8(3822) 513022.

Адрес для отправки заявления по почте: 634003, г. Томск, ул. Пушкина, д. 34/1.

 


 

 

Обжалование решений контрольных (надзорных) органов

 

Закон № 248-ФЗ устанавливает порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействий) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора).

Правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействий) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого: приняты решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий; составлены акты контрольных (надзорных) мероприятий; выданы предписания об устранении выявленных нарушений; совершены иные действия (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Одной из главных особенностей является внедрение досудебного порядка подачи жалобы.

Закон № 248-ФЗ прямо указывает, что судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде через портал Госуслуг и подписывается простой или усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если к жалобе необходимо приложить копии документов, то их необходимо приложить также в электронном (сканированном) виде.

Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действие (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней  со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на предписание может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

Стоит отметить, что в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия окончательного решения по ней может отозвать жалобу. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

Статьей 41 Закона № 248-ФЗ определены требования к форме и содержанию жалобы.

Обращаем внимание, что жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

Данные обстоятельства являются основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, правила ведения которой утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2018 № 482.

Жалоба может быть подана полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации».

Контрольный (надзорный) орган рассматривает жалобу в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения размещается в личном кабинете контролируемого лица на портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее 1 дня со дня его принятия.

 


 

Межевание земельного участка

 

В Земельном кодексе РФ закреплено, что земельный участок как объект права собственности или иного права на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон № 218-ФЗ) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно положениям Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в т.ч. описание местоположения объекта недвижимости.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Таким образом, на основании указанных положений закона сведения о границах земельного участка, выраженные в координатах его поворотных точек, являются уникальной характеристикой земельного участка, позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи. В связи с чем, с момента определения поворотных точек границ земельного участка и внесения их в государственный реестр (ЕГРН, ранее – Государственный кадастр недвижимости) земельный участок становится индивидуально-определенной вещью, границы которой установлены.

Межевание - это работы по установлению границ земельного участка, их восстановлению и закреплению на местности, а также определению его местоположения и площади. Данные работы, как процесс установления границ земельного участка, выполняется путем проведения кадастровых работ. Межевание земельного участка должно проводиться в обязательном порядке, если образуется новый земельный участок (участки) или уточняются границы уже существующего.

Кадастровые работы по межеванию земельного участка может проводить кадастровый инженер (лицо со специальным статусом, имеющее соответствующее образование, оборудование и оказывающим соответствующие услуги, а, следовательно, и отвечающие за качество оказанных услуг). Кадастровый инженер обязательно должен состоять в саморегулируемой организации, поэтому рекомендуется проверить это в реестре кадастровых инженеров.

В результате проведения кадастровых работ (межевания земельного участка) составляется межевой план. На основании него можно поставить участок на кадастровый учет или уточнить его границы.

Иногда могут возникнуть спорные ситуации, когда фактическое ограждение земельного участка (забор, столбы или иные конструкции) не соответствует реестровой границе, т.е. сведениям (координатам поворотных точек) которые установлены в ЕГРН. С целью разрешения данной ситуации заинтересованное лицо вправе обратиться к услугам геодезистов или кадастровых инженеров, которые с помощью точного оборудования смогут указать на местности границы земельного участка.

Как отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина, во избежание дальнейших споров с соседями относительно изменения местоположения фактических ограждений, следует приглашать на данную процедуру собственников или землепользователей смежного земельного участка, со стороны которых и выявлено несоответствие фактической границы сведениями ЕГРН.

Дополнительно сообщаем, что Управление Росреестра по Томской области в соответствии с нормами действующего законодательства не уполномочено на оказание услуг населению по установке межевых знаков или проведения геодезических, кадастровых работ в отношении принадлежащих им земельных участков.

 

 


 

 

Как можно использовать земельный участок, предназначенный для «Личного подсобного хозяйства»

 

Вид разрешенного использования является одной из важнейших характеристик земельного участка, поскольку именно он определяет, какие объекты строительства могут быть возведены правообладателем на данном участке и что можно делать на земельном участке.

Одним из распространенных видов разрешенного использования земельного участка является «личное подсобное хозяйство». Если задуматься, то у большинства из нас существует определенное понимание того, что собой представляет данный вид разрешенного использования и какая деятельность допускается на таком участке, однако и тут есть своя специфика, на которой стоит заострить внимание.

Во-первых, на территории Российской Федерации действует специальный Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», который подробно раскрывает основные моменты.

Личное подсобное хозяйство - это такая форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей. Реализация гражданами сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Во-вторых, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства бывают двух видов:

- в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок);

- за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок может использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, содержания сельскохозяйственных животных, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений вспомогательного характера с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (объектов капитального строительства).

Для ведения личного подсобного хозяйства гражданами может использоваться предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество.

«Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства при использовании земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства. Ответственность использования земельных участков по целевому назначению возложена на собственников земельных участков», - отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель и (или) разрешенным использованием является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 


 

 

Кадастровый учёт земельных участков

 

Кадастровый учет земельного участка - это внесение сведений о нем в ЕГРН с характеристиками, которые позволяют определить его как индивидуально определенную вещь или подтверждают прекращение его существования. Он нужен для того, чтобы зарегистрировать права на земельный участок.

Обратиться самим за проведением кадастрового учета земельного участка нужно в случаях:

1)        при образовании участка;

2)        при образовании части участка;

3)        при изменении основных характеристик участка, то есть описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади;

За кадастровым учетом обращаются, в частности:

-при образовании земельного участка - собственник исходного земельного участка;

-при изменении основных характеристик участка - собственник участка;

-при постановке на учет части участка для его передачи в аренду - собственник земельного участка либо арендатор;

-при заключении договора о комплексном освоении территории для строительства стандартного жилья - сторона этого договора;

-при предоставлении земельного участка под строительство - его собственник либо лицо, которому участок принадлежит на ином праве;

Как правило, при предоставлении участка из государственных и муниципальных земель, при образовании, уточнении границ с заявлением о постановке участка на государственный кадастровый учет обращается орган местного самоуправления или его представитель без доверенности на основании проекта межевания территории либо схемы расположения земельного участка.

Орган власти должен сам поставить участок на кадастровый учет в случае, когда он является инициатором торгов.

Без участия правообладателя Росреестр может внести сведения согласно ч. 5, 9 ст. 69 Закона о государственной регистрации:

 - о ранее учтенном участке, если они не внесены в ЕГРН ранее;

- об участках, права на которые возникли до 31 января 1998 г. и не прекращены, если их кадастровый учет не проведен.

Кадастровый учет может быть проведен одновременно с государственной регистрацией  и отдельно.

Кадастровый учет проводится   одновременно с государственной регистрацией прав согласно ч. 3 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости:

            - при образовании земельного участка;

            - образовании части земельного участка;

Отдельно от государственной регистрации прав кадастровый учет может проводиться согласно  ч. 5 ст. 14  Закона о государственной регистрации:

            - образование части земельного участка, если ограничение прав или обременение участка не нужно регистрировать в ЕГРН (например, если договор аренды заключен на неопределенный срок);

            - изменение основных сведений о земельном участке.

 


 

 

Использование пространственных данных в целях контроля за охраной и использованием земель, а также управления земельными ресурсами

 

Росреестром 10.08.2022 разработан и утвержден план работ (Дорожная карта) по обеспечению взаимодействия территориальных органов Росреестра с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при получении и использовании пространственных данных в целях контроля за охраной и использованием земель, а также управления земельными ресурсами.

 В соответствии с Дорожной картой будет организована работа по получению, систематизации и использованию пространственных данных сверхвысокого разрешения, имеющихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, для их применения при контроле за использованием и охраной земель, а также при управлении земельными ресурсами (в том числе для исправления реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости).

Кроме того, 01.10.2022 в региональных сегментах официального сайта Росреестра в сети Интернет появится раздел, содержащий сведения о территориях, в отношении которых территориальным органом Росреестра получены по итогам проведения землеустройства и переданы в государственный фонд данных результаты аэрофотосъемочных работ сверхвысокого разрешения, проведенных с использованием беспилотных воздушных судов в рамках мероприятий по федеральному государственному земельному контролю (надзору) и реализации иных функций и полномочий Росреестра.
Данный раздел будет постоянно актуализироваться.

 


 

 

Использование земельного участка не по целевому назначению

 

Целевое назначение земельного участка – это разделение земельных участков по категориям (например, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и др.) и видам разрешенного использования (для ведения сельского хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства, для размещения жилых помещений и др.). Категория земли зависит от цели ее использования и устанавливается законодательством. Согласно Земельному кодексу РФ собственник земельного участка может выбрать самостоятельно один или несколько видов разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.  Если собственник использует свой земельный участок не по назначению, то это является правонарушением. Нарушителями могут быть как граждане, так и юридические лица. Примером нецелевого использования земельного участка может быть ситуация, когда земельный участок имеет вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», но на земельном участке собственник ведет предпринимательскую деятельность – это нарушение.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства РФ, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, заблаговременно предупредит собственников участков о допущенных нарушениях.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, то участок будет подлежать продаже с публичных торгов.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Управление Росреестра по Томской области рекомендует правообладателям земельных участков, использующих их не по целевому назначению, обратиться в органы местного самоуправления с вопросом о возможности изменения вида разрешенного использования. В случае, если изменение разрешенного вида использования земельного участка невозможно, рекомендуем привести его в соответствие с правоустанавливающими документами на землю, прекратив использование земли не по целевому назначению.

 

 


 

 

Нашел подходящий вариант для покупки квартиры. Продавец сказал, что у него есть жена, но ее согласие на сделку теперь не нужно. Так ли это?

Нет, эта информация не верная. Для распоряжения совместно нажитым недвижимым имуществом одним из супругов, как и раньше, требуется получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Такое согласие должно быть представлено на государственную регистрацию перехода права к новому собственнику. Однако регистрирующий орган не вправе истребовать такое согласие, если оно не представлено.

В случае непредставления согласия при регистрации перехода права на нового собственника в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносится запись об отсутствии необходимого согласия супруга на совершение сделки. Новый собственник после государственной регистрации получит выписку из ЕГРН, удостоверяющую его право на приобретенный объект недвижимости, с информацией об отсутствии согласия супруга.

Данная запись не препятствует распоряжению квартирой. Но хотелось бы обратить внимание на то, что нормами действующего законодательства не предусмотрен порядок погашения записи о государственной регистрации сделки, права без необходимого в силу закона согласия третьего лица. Поэтому запись будет присутствовать и в выписках из ЕГРН последующих собственников.

Для чего нужна такая запись в ЕГРН. Сделка, совершенная без необходимого в силу закона согласия третьего лица является оспоримой. Впоследствии супруг, чье согласие не было получено, может оспорить такую сделку в суде и признать ее недействительной в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки. Такая запись направлена на информирование, например, будущих покупателей о возможных последствиях.  Очевидно, что наличие записи будет учитываться и кредитными организациями при заключении договоров ипотеки.

 


 

 

 

Просмотров: 208
Источник: Управление Росреестра по Томской области