Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в ЕГРН

 

Следует понимать, что одной из важных характеристик земельного участка, помимо его границ и площади, является его фактическое использование. Это может быть что угодно: ведение садоводства-огородничества, размещение индивидуальных жилых домов, гаражей, магазинов, больниц, образовательных или религиозных учреждений, крупных предприятий или многоквартирных домов. Этот перечень большой, он буквально описывает все возможные сферы деятельности, поскольку земельный участок является основой той деятельности или быта, которая на нём организована.

На законодательном уровне закреплено, что сведения о виде разрешенного использования земельного участка должны быть зафиксированы и учтены в ЕГРН, то есть земельные участки, поставленные на кадастровый учет, имеют четко закрепленную характеристику – вид разрешенного использования. Данные сведения не являются секретными, наоборот, они общедоступны. В первую очередь сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в документах на землю. Но в таких документах сведения могут устареть. Лучше проверить актуальность таких сведений путём получения выписки на земельный участок из ЕГРН. Также существуют общедоступные Интернет-ресурсы где можно проверить вид разрешенного использования земельного участка, например, публичная кадастровая карта.

Все виды разрешенного использования земельных участков делятся на три группы:

- основной вид разрешенного использования;

- вспомогательный вид разрешенного использования;

- условно разрешенный вид разрешенного использования.

Для правомерного использования земельных участков владельцы и пользователи земельных участков должны обращать внимание на два основных момента. Во-первых, это территориальная зона и градостроительный регламент данной зоны, в которой размещён земельный участок. Данные сведения также не являются закрытыми.  Во-вторых, это сам вид разрешенного использования и его группа для конкретной территориальной зоны.

«С января 2022 года в действующее законодательство внесены изменения. Теперь любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с Земельным кодексом РФ и законодательством о градостроительной деятельности», - отметила Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.

Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования. Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН.

При определении деятельности, которой планируется заниматься на земельном участке, недостаточно того, чтобы данный вид деятельности фактически относился к одному из списка всех допустимых основных или условно разрешенных видов разрешенного использования в конкретной территориальной зоне, но в ЕГРН будет запись о другом виде деятельности (например, устаревшая запись). Теперь запись в ЕГРН о виде разрешенного использования должна соответствовать той деятельности, которая осуществляется на земельном участке.

Рассмотрим на примере. На земельном участке в качестве основных видов разрешены: «магазин», «автосервис», «офисное здание». Ранее собственник мог использовать любой из данных видов без необходимости внесения сведений в ЕГРН. Например, на участке был офис и запись в ЕГРН - «офисное здание». Если вместо офиса он решил открыть магазин, то переоборудовал бы офис под магазин и мог не изменять запись в ЕГРН. Теперь в такой же ситуации собственник должен будет выбрать актуальный вид разрешенного использования, то есть подать в МФЦ соответствующее заявление для внесения записи в ЕГРН. Захотел магазин вместо офиса, будь добр, актуализируй запись и в ЕГРН, действует простое правило: «что на земле, то и в реестре».

Такие же правила распространяются и на условно разрешенный вид использования земельных участков, с учётом получения в органе местного самоуправления соответствующего разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования.

На вспомогательный вид разрешенного использования данные правила не распространяются. Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется. Тут остается главным то, что фактическое использование земельного участка просто должно соответствовать хотя бы одному из допустимых вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка конкретной территориальной зоны наряду с видом разрешенного использования, который внесён в ЕГРН.

Владельцам и пользователям земельных участков стоит помнить, что земельный участок может использоваться в соответствии с основным или условно разрешенным видом использования, внесенными в ЕГРН (а при отсутствии в ЕГРН таких сведений – в соответствии в соответствии с правоустанавливающим и (или) правоудостоверяющим документом на данный земельный участок, выданным до 31.01.1998), а также в соответствии со вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными территориальной зоной, к которой отнесен данный земельный участок.

Тут может возникнуть вопрос: зачем соблюдать данные требования, за этим разве кто-то следит вообще, и могут ли последовать какие-нибудь негативные последствия?

Да, за этим следят органы государственного земельного надзора и органы муниципального земельного контроля. Несоблюдение данных положений действующего законодательства может привести к использованию земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием, что является административным правонарушением, ответственность в виде административного штрафа за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

 


 

 

Контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые без взаимодействия с контролируемыми лицами

 

Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие мероприятия: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Выездным обследованием является контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа и не требуют информирования контролируемого лица, а также согласования с органами прокуратуры. По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия предусмотрено составление акта и его последующее направление в адрес контролируемого лица. 

Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по принятию в 2022 году решений, устанавливающих особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий. В целях реализации указанного полномочия Правительством Российской Федерации издано постановление от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

В соответствии с вышеуказанным постановлением, выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается. Аналогичным образом постановлением № 336 исключена возможность привлечения контролируемого лица к административной ответственности по результатам проведения таких мероприятий.

Таким образом, в условиях нового правового регулирования по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия может быть принято одно из следующих решений: о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом; об объявлении предостережения; о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

 


 

 

К вопросу об «амнистиях»

 

В Российской Федерации десятки миллионов жителей владеют садовыми, огородными и дачными участками. Однако свыше половины подобных хозяйств не могли зарегистрировать права на свои объекты. Отсутствие государственной регистрации на земельный участок и постройки лишали садоводов, дачников права совершать сделки с такими объектами, в том числе продавать или передавать их по наследству. По свидетельству экспертов, процесс государственной регистрации в собственность земельного участка и расположенных на нем построек занимал не менее полугода и был чрезвычайно дорог.

Для решения данной проблемы был принят так называемый Закон о «дачной амнистии», который вступил в силу 01.09.2006. Он упросил процедуру оформления в собственность земельных участков (предоставленных до 30.10.2001), садовых домов, гаражей и других бытовых построек. Граждане получили возможность обращаться сразу в орган регистрации прав, минуя необходимость обращения в органы местного самоуправления с заявлениями о переоформлении прав.

«Дачная амнистия» охватила две категории граждан. Первая категория - это граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, вторая – это граждане, имеющие документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права. Наличие перечисленных документов автоматически наделило граждан правом обратиться в орган регистрации прав с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

01.07.2022 вступила в силу «Дачная амнистия 2.0», продлившая срок «Дачной амнистии» до 01.03.2031.

В рамках «Дачной амнистии 2.0» гражданин, использующий для постоянного проживания возведенный до 14.05.1998 жилой дом, который расположен в границах населенного пункта и право собственности на который у гражданина и иных лиц отсутствует, вправе бесплатно получить в собственность земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, который не предоставлен указанному гражданину и на котором расположен данный жилой дом.

Кроме того, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен наследнику гражданина.

Ещё один важный закон, упрощающий процедуру оформления прав на такие виды объектов, как гаражи и земельные участки под ними, это Закон о «гаражной амнистии», вступивший в силу 01.09.2021. 

Земельный участок под индивидуальным гаражом с указанной даты можно оформить в частную собственность бесплатно, если одновременно соблюдены два условия: гараж представляет собой объект капитального строительства, и он возведен до 30.12.2004 (до дня вступления в силу Градостроительного кодекса РФ). Предоставление земельных участков осуществляется органами местного самоуправления.

На защиту прав добросовестных приобретателей земельных участков, которые оказались в лесном фонде направлена «Лесная амнистия». На практике часто оказывается, что принадлежащий землепользователю земельный участок в соответствии со сведениями государственного лесного реестра или лесного плана субъекта РФ относится к землям лесного фонда, а по данным ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов принадлежит к другой категории земель. В связи с этим возникали многочисленные споры о порядке пользования таким участком.

Суть «лесной амнистии» сводится к следующему. Если ваши права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016, при установлении его принадлежности к определенной категории земель приоритет имеют сведения ЕГРН, а при их отсутствии - сведения правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов.

Также к иной категории земель подлежит отнесению земельный участок, который по данным государственного лесного реестра, лесного плана субъекта РФ, ЕГРН и документам относится к землям лесного фонда, но до 08.08.2008 был предоставлен гражданину для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства, для строительства или эксплуатации жилого дома, для личного подсобного хозяйства либо образован из таких участков.

«Амнистии» позволяют решать многолетнюю проблему, когда граждане не в силах легализовать и оформить свои объекты бытовой недвижимости, приобретённые и построенные ещё в советский период. Законы об «амнистиях» предлагают комплексное решение: в упрощенном порядке оформить права на объекты бытовой недвижимости в собственность бесплатно.

«Масштабная законотворческая деятельность, которую ведёт Росреестр, в том числе в рамках реализации государственной программы РФ «Национальная система пространственных данных» призвана защитить права и имущественные интересы граждан, расширить полномочия заинтересованных лиц по получению государственных услуг в электронном виде, урегулировать действующее законодательство, что, в конечном счёте, позволит наполнить ЕГРН полными и достоверными сведениями об объектах недвижимого имущества и о правах на них», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

 


 

 

 Инспекционный визит

 

Под инспекционным понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.

Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) инструментальное обследование;

5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта, а срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день, что отличает главным образом инспекционный визит от выездной проверки.

Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.

Внеплановый инспекционный визит проводится по согласованию с органами прокуратуры.

«В случае, если в ходе проведения инспекционного визита были выявлены нарушения требований земельного законодательства, то возбуждается административное производство и проверяемое лицо может быть привлечено к административной ответственности», - отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина.

 


 

 

 «Земля для стройки» на территории Томской области

 

В 2020 году Росреестр по поручению Правительства Российской Федерации во всех регионах провел масштабную работу по выявлению свободных территорий для возможной застройки.

Для реализации проекта «Жилье и городская среда» на территории Томской области и проведения анализа эффективности использования земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства, при Управлении Росреестра по Томской области создан постоянно действующий оперативный штаб.

По результатам работы оперативного штаба за 2022 год выявлено 234 земельных участка, которые могут быть вовлечены в оборот в целях жилищного строительства, общей площадью 822 га.

Как рассказала Елена Ковальчук, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области,  на базе Публичной кадастровой карты Росреестром разработан сервис «Земля для стройки», с помощью которого можно в онлайн режиме выбрать свободный участок для строительства жилья. На сегодняшний день размещены сведения о 71 земельном участке в Томской области.

«Сервис «Земля для стройки» стал удобным инструментом, с помощью которого граждане и инвесторы могут оценить и выбрать на Публичной кадастровой карте подходящие для строительства жилья земли. Так, уже размещены сведения о 37 земельных участках в Томском районе», - отметил председатель комитета архитектуры и территориального развития Администрации Томской области Алексей Крутов.

 


 

 

Договор дарения объекта недвижимости

 

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Сторонами договора дарения могут выступать все субъекты гражданского права: граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Предметом дарения может выступать недвижимость (квартира, дом, земельный участок и т.д.), деньги, автомобили, ценные бумаги и иное имущество. Дарение недвижимости – это сделка. Эта процедура требует составления договора между дарителем (владельцем объекта недвижимости) и одаряемым (принимающим в дар этот объект). Необходимо знать, что  обещание подарить квартиру или дом, данное в устной форме, неподкрепленное договором, не имеет правовых последствий. Также передача ключей от квартиры или документов на недвижимость не устанавливает иного их правообладателя, кроме лиц, указанных в правоустанавливающих документах, то есть не означает переход права собственности на эти объекты недвижимости. Только подписанный дарителем и одаряемым договор и зарегистрированный на его основании в органе регистрации прав переход права собственности свидетельствует о получении объекта недвижимости в собственность одаряемого. В результате отчуждения объекта недвижимости происходит переход права собственности от собственника объекта недвижимости к приобретателю, о чем вносится запись в Единый государственный реестр недвижимости.

Необходимо отметить, что не допускается заключение договора дарения, который предусматривает передачу объекта недвижимости одаряемому после смерти дарителя (п. 3 статьи 572 ГК РФ), такой договор считается ничтожным и в государственной регистрации перехода права собственности по такому договору будет отказано.

Статья 575 ГК РФ предусматривает и перечисляет случаи запрещения дарения. Закон предусматривает определенный круг лиц, которым запрещается осуществлять дарение:

- от имени малолетних (детей до 14 лет) и граждан признанных недееспособными;

- работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

- лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

- коммерческим организациям, если дарителем является также коммерческая организация.

 


 

 

О реализации в Томской области программы социальной газификации

Президент поручил продлить программу социальной газификации, срок реализации которой был установлен до 31 декабря 2022 года, за пределы 2022 года. Об этом говорится в списке поручений президента, опубликованном на сайте Кремля.

Программа социальной газификации реализуется по всей стране. Она позволяет бесплатно подводить газ к границам земельных участков граждан. Этим правом могут воспользоваться владельцы земельных участков, которые находятся в границах газифицированных населенных пунктов. Также в вышеуказанном списке поручений президента содержатся поручения о подключении к газовой инфраструктуре социальных и образовательных учреждений, поддержке льготных категорий граждан и другие.

Управление Росреестра по Томской области в рамках своей компетенции оказывает содействие органам власти и региональному оператору газификации в осуществлении учетно-регистрационных действий на введенные в эксплуатацию объекты сетей газораспределения, подходящие к земельным участкам граждан.

«Так, на 01.01.2023 в рамках действия программы социальной газификации Управлением осуществлены учетно-регистрационные в отношении объектов газораспределительной системы, подведенных к 210 домовладениям», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления.

В Томской области немало населенных пунктов, к которым уже подведены газовые сети, однако дома по различным причинам не подключены к газу. Программа социальной газификации предполагает, что если в населенном пункте есть газовая труба, то до границы участка ее проведут бесплатно, независимо от того, как далеко от нее расположен дом. Ответственность по проведению газа в пределах участка и его подключению непосредственно в доме уже лежит на собственниках.

После того, как права на земельный участок и дом будут оформлены, собственники могут направлять заявку на газификацию. Жителям не обязательно куда-то идти, чтобы газифицировать свой дом, это можно сделать дистанционно через портал Госуслуг, портал единого оператора газификации или на сайтах газораспределительных компаний региона. Кроме того, можно посетить офисы МФЦ, а также стационарный или выездной мобильный офис газораспределительной организации.  В частности на территории Томской области компания ООО «Газпром газораспределение Томск» ведет приём предварительных заявок на догазификацию. 

Государственный кадастровый учет на сети газораспределения осуществляется на основании заявления с приложением следующих документов:

- подтверждающих полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

- являющихся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

- иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Подать документы можно лично в офисах МФЦ или онлайн с помощью «Личного кабинета» на сайте Росреестра. Кадастровый инженер, который готовил документы, также имеет право подать в Росреестр через электронный сервис заявление на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в качестве представителя правообладателя объекта недвижимости.

После рассмотрения документов Управление Росреестра по Томской области внесет соответствующие сведения в ЕГРН и выдаст собственнику выписку, подтверждающую оформление прав.

 


 

 

Прочитал разъяснения про необходимость указания СНИЛС в реестре недвижимости. У меня СНИЛС в реестре отсутствует. Какую госпошлину я должен заплатить и куда обратиться, чтобы внести изменения?

 

На вопрос отвечает заместитель начальника отдела регистрации недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Наталья Ананьева:

- Одним из уникальных идентификаторов личности человека является СНИЛС, который обладает высокой степенью стабильности. Он не меняется в течение всей жизни, в отличие от номера паспорта или фамилии, имени, отчества гражданина.

Отсутствие в ЕГРН сведений о СНИЛС может повлечь для некоторых граждан проблемы, например при получении предусмотренных законом  субсидий/пособий/льгот. Для их назначения различные ведомства направляют в Росреестр запросы о наличии недвижимого имущества граждан, обратившихся за их предоставлением.

Для получения актуальной и достоверной информации необходимо при заполнении запроса указывать в нем все сведения о правообладателе, включая сведения о СНИЛС, согласно которым правообладателя можно будет однозначно идентифицировать в ЕГРН. При отсутствии в запросе сведений о СНИЛС информация будет предоставлена в отношении всех лиц с одинаковыми фамилией, именем, отчеством и датой рождения, не имеющих СНИЛС.

Если в ЕГРН отсутствует информация о СНИЛС, то правообладатель вправе обратиться с заявлением о внесении таких сведений в ЕГРН в любой офис МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости. Информацию об адресах времени работы офисов МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru, либо по телефонам регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области), 8 (3822) 602-999 (городской номер телефона), либо посредством направления в форме электронных документов и (или) электронных образов документов через личный кабинет официального сайта Росреестра (https://rosreestr.gov.ru).

Государственная пошлина за внесение сведений о СНИЛС в ЕГРН не взимается.

 


 

 

Выявление правообладателей ранее учтённой недвижимости в Томской области

 

К началу действия Закона о выявлении правообладателей, вступившего в силу 29.06.2021 года, на территории Томской области было выявлено более 157 тысяч ранее учтенных объектов недвижимости, стоящих на кадастровом учете, у которых отсутствовали сведения в Едином государственном реестре недвижимости об их правообладателях.

По состоянию на 01.12.2022 в Томской области в отношении 8 378 ранее учтенных объектов недвижимости осуществлена государственная регистрация ранее возникшего права, 7 864 объекта сняты с государственного кадастрового учета. В отношении 19 объектов недвижимости в ЕГРН внесены сведения о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости на основании решения органа местного самоуправления о выявлении правообладателя.

«Отсутствие сведений о зарегистрированных правах может привести к утрате прав на недвижимое имущество, в частности, отсутствие информации о правах граждан на земельные участки может повлечь нарушение их прав в случае повторного предоставления участков на территориях, которые в Росреестре числятся «свободными» от прав», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской     области.

Управлением Росреестра по Томской области проводится активная работа с органами местного самоуправления, которые, в свою очередь, занимаются непосредственно работой по выявлению правообладателей объектов недвижимости. Они проводят анализ сведений в своих архивах, а также, в целях установления правообладателей, запрашивают информацию в налоговом органе, Пенсионном фонде, органах внутренних дел, органе записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д.

«Конечная цель проведения работ по выявлению – осуществление регистрации прав в установленном порядке, и внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Органы местного самоуправления уполномочены обратиться в орган регистрации с заявлением о том, что правообладатель этого объекта недвижимости выявлен, однако права зарегистрированы не будут. Для этого необходимо обратиться в орган регистрации самому правообладателю. Поэтому, получив уведомление или проект решения, такому правообладателю рекомендуем обратиться в орган регистрации самостоятельно. При наличии на руках документов, подтверждающих ранее возникшее право, подать заявление о регистрации прав можно и не дожидаясь уведомления», - отметила Татьяна Ведрова, заместитель начальника Управления земельно-имущественных отношений Администрации Томского района.

Для правообладателей объектов с ранее возникшими правами эта процедура абсолютно бесплатна!

Если сведения о ранее учтенном объекте отсутствуют в ЕГРН, необходимо лично обратиться в любой офис МФЦ, либо в электронной форме - через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. К заявлению прилагается документ, устанавливающий или подтверждающий право на объект недвижимости, или его копия, заверенная в установленном законом порядке.

Узнать, внесены ли сведения о недвижимости в ЕГРН можно с помощью электронных сервисов Росреестра по выдаче сведений из ЕГРН.

 


 

 

 Электронные услуги Росреестра: что нового?

 

Одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра является совершенствование процесса оказания государственных услуг в электронном виде, развитие инновационных технологий и внедрение цифровых инструментов в интересах граждан, бизнеса и профессионального сообщества.

В 2022 году в рамках программы «Национальная система пространственных данных» Росреестр продолжил разрабатывать новые электронные сервисы, призванные помочь россиянам решать вопросы, связанные с регистрацией недвижимости и земельных участков.

Например, сервис «Мои объекты недвижимости» - позволит объединить пространственные данные из различных государственных информационных систем, устранить ошибки и противоречия в сведениях. Пользователи смогут отслеживать изменения данных по объектам и их окружению, анализировать рынок недвижимости, прогнозировать развитие территорий.

«Земля просто» - поможет подбирать гражданам и бизнесу участки, подавать заявления на государственные и муниципальные услуги по приобретению прав в упрощенной форме. Ожидается, что после внедрения сервиса сроки получения услуг сократятся в два раза.

Сервис «Градостроительная проработка онлайн» позволит получать информацию о возможностях использования земельного участка, сервис «Согласования в стройке» оптимизирует процедуры, связанные с процессом строительства, а специальный сервис «Индивидуальное жилищное строительство» упростит процедуры для людей и застройщиков при взаимодействии с органами власти.

Часть из новых сервисов в настоящее время проходит тестирование, а сервис «Земля для стройки» уже доступен на публичной кадастровой карте Росреестра.

В рамках работы, проводимой Росреестром для упрощения и повышения удобства сделок с недвижимостью, сокращения сроков оказания услуг, с 01.01.2023 все органы власти и органы местного самоуправления будут направлять заявления на совершение учетно-регистрационных действий в Росреестр только в электронном виде.

«Органы власти и органы местного самоуправления в соответствии с законом, в интересах граждан и юридических лиц будут самостоятельно направлять в Росреестр в электронном виде документы для регистрации и учета,  заверенные электронной подписью в одностороннем порядке, в случаях, когда право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании актов или сделок с органами власти и органами местного самоуправления», - пояснил председатель комитета по земельным правоотношениям департамента управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска Александр Огородников.

При этом такие органы освобождены от уплаты государственной пошлины.

«Переход Росреестра на взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления исключительно в электронном виде способствует сокращению сроков регистрации – важному показателю качества и доступности государственных услуг Росреестра. Сегодня электронные заявления рассматриваются Управлением в течение 24 часов при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства, что значительно меньше срока, установленного законом», - рассказала руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

А с 01.01.2024 Росреестр полностью перейдет на электронную форму взаимодействия и с юридическими лицами, в том числе с застройщиками и кредитными учреждениями.

 

 

Просмотров: 1064
Источник: Управление Росреестра по Томской области