Распределение земельного фонда Томской области по категориям и угодьям в 2020 году

 

Земельный фонд Томской области составляет 31439,1 тыс.га (на 01.01.2021).

Согласно действующему законодательству земли распределяются по категориям в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом.

Основная часть территории области (28683,6 тыс. га или 91,2 %) занята землями лесного фонда.

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1930,9 тыс. га. Площадь данной категории земель по сравнению с 2019 годом уменьшилась на 37,5 тыс.га за счет перевода в состав земель лесного фонда и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи,  радиовещания,  телевидения,  информатики,  земель  для  обеспечения  космической  деятельности,  земли  обороны,  безопасности  и  земель  иного  специального  назначения. Следует отметить ежегодную тенденцию к сокращению площади земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Площадь земель населенных пунктов составляет 136,8 тыс.га или 0,4 % всех земель Томской области. Населенные пункты подразделяются на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города и поселки городского типа. На начало 2021 года общая площадь городских населенных пунктов составила 70,4 тыс.га или 51,5 % от общей площади земель данной категории. Площадь сельских населенных пунктов составляет 66,4 тыс.га, что составляет 48,5 % от общей площади земель данной категории.

Земли водного фонда  занимают 141,5 тыс.га или 0,5 %.

Земли запаса расположены на площади 484,2 тыс.га, это 1,6 % от всех земель области.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи,  радиовещания,  телевидения,  информатики,  земель  для  обеспечения  космической  деятельности,  земли  обороны,  безопасности  и  земель  иного  специального  назначения занимают 62 тыс.га или 0,2 % всех земель области, за 2020 год их площадь уменьшилась на 2,1 тыс.га.

Земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам, являются земельными угодьями. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием. Характерной особенностью области является высокая залесенность и заболоченность земель.

Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные в соответствии с действующими нормами и правилами, принимаемыми на государственном и ведомственном уровнях.

По состоянию на 1 января 2021 года площадь сельскохозяйственных угодий в Томской области составила 1371 тыс.га.

На долю несельскохозяйственных угодий приходится 30068,1 тыс.га или 95,6 %.

 


 

 

Запрет на использование земельных участков из земель сельхозназначения, расположенных на расстоянии не менее  30 км. от границ сельских населенных пунктов

 

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).

В соответствии с  пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

При этом пунктом 4 указанной статьи предусмотрен запрет на  использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 указанной статьи.

В развитие положений указанных норм закона приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым в том числе предусмотрены виды разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного использования с  кодами 1.1-1.20. При этом земельные участки с указанными кодами не предусматривают возможность размещения садовых и  жилых домов.

Проверка допустимости размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке из категории «земли сельскохозяйственного назначения» проводится уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, в том числе и по вопросу размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке из категории «земли сельскохозяйственного назначения» и вид  разрешенного использования для дачного строительства (садоводства) в пределах тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, а также за пределами установленного ограничения.


 


 

 

Росреестр увеличивает долю услуг, оказываемых в электронной форме

 

     В 2021 году Управление Росреестра по Томской области активно включилось в работу по цифровой трансформации своей деятельности.

     В первом квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020, доля электронных услуг по регистрации прав собственности и кадастровому учету выросла почти на 10% в общем объеме оказываемых услуг. В разы увеличилась и скорость регистрации сделок ипотеки, сегодня она в среднем составляет один-два дня.

     В настоящее время доля государственных услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых Управлением в электронном виде, составляет порядка 40% от общего числа заявлений, а доля услуг по государственной регистрации прав, оказываемых Управлением органам государственной власти Томской области и местного самоуправления в электронном виде, в общем количестве таких услуг - более 90%. Доля заявлений на регистрацию ипотеки, поступивших в электронном виде, составляет порядка 37% от общего числа таких заявлений.

     Также, более 90% всех сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) запрашивается и предоставляется в электронном виде.

     Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елены Золотковой рассказала: «Гражданский оборот рынка недвижимости вносит огромный вклад в экономику Томской области. Это и строительный и финансовый секторы, сектор государственного управления. Росреестр становится центром компетенций по земле и недвижимости, так как нет другого органа власти с подобным объемом полномочий. В 2021 году по поручению Правительства РФ Росреестром активно ведется работа по созданию единого ресурса по земле и недвижимости, включающего как электронную картографическую основу страны, так и сведения о правообладателях и кадастровой стоимости объектов. Кроме того, мы начали взаимодействовать с крупными участниками рынка недвижимости. Уже проведены совещания с застройщиками, действующими на территории Томской области, кредитными организациями, органами власти и местного самоуправления, которые вносят огромный вклад в рост доли услуг, оказываемых в электронном виде».

     В настоящее время на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru)  доступны для получения в электронном виде все базовые услуги ведомства - государственная регистрация прав, постановка на кадастровый учет, получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости.

     С помощью сайта Росреестра граждане и организации могут оперативно знакомиться с информацией об объектах недвижимости, узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости, записаться на прием к специалистам Росреестра, получать различные услуги Росреестра в режиме реального времени и отслеживать статус своей заявки на получение этих услуг.

 


 

 

Водоохранные зоны

 

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса - это зоны с особыми условиями использования территорий.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

В границах прибрежных защитных полос наряду с указанными выше ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Сведения о границах водоохранной зоны в обязательном порядке должны быть отражены в государственном водном реестре. За установление границ зон отвечают органы государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных им полномочий Российской Федерации либо Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы. Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса считаются установленными или измененными со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Просмотров: 631
Источник: Управление Росреестра по Томской области