Общедоступность сведений Единого государственного реестра недвижимости

 

Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним существует уже достаточно давно. Сегодня каждый гражданин, желающий стать законным правообладателем недвижимого имущества, знает, что для этого необходимо зарегистрировать свое право в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законом сведений.

         Не все знают, что информация из ЕГРН является общедоступной, что такой информацией можно и нужно пользоваться. 

         Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, предоставлять любому лицу информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах. Таким образом, одним из основных принципов государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью является открытость. Что это означает?

         Это означает, что любое лицо, предъявившее удостоверение личности и запрос по установленной  форме, может получить открытую информацию из ЕГРН о любом объекте недвижимости.

К общедоступной информации, содержащейся в ЕГРН, относятся сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, сведения о переходе прав на него, а также сведения об ограничении прав и обременении такого объекта – это закреплено Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Важно отметить, что в рамках выдачи общедоступных сведений у третьих лиц не окажутся персональные данные собственников.

Проще говоря, перед проведением сделки гражданин может запросить информацию об определенном доме, квартире, земельном участке и удостовериться, что он принадлежит именно этому продавцу, что объект не находится в залоге, под арестом и так далее. Но, если заявитель не является собственником объекта недвижимости, то он не может просто запросить список объектов, которые принадлежат конкретному лицу.

К сведениям ограниченного доступа из ЕГРН относятся, например, данные о содержании правоустанавливающих документов, о правах отдельного лица на принадлежащие ему объекты. По закону информацию обо всех объектах недвижимости, принадлежащих какому-то конкретному лицу, могут получить только собственники и их доверенные лица. Также она предоставляется по запросам органов исполнительной власти различных уровней, судов, нотариусов, кредитных организаций, т.е. только тех лиц, которые прямо поименованы в Законе о регистрации, и только в рамках непосредственной работы над делами, связанными с объектами или их собственниками.

Сведения из ЕГРН предоставляются за плату. Размер платы зависит от вида запрашиваемой информации, формы предоставления сведений (на бумажном носителе или в виде электронного документа), статуса заявителя (физическое или юридическое лицо).

На сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) доступен электронный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», предоставляющий открытые данные о недвижимости на безвозмездной основе  всем желающим.

По кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости граждане могут получить доступ к актуальным сведениям об объекте недвижимости, включая данные о кадастровой стоимости и площади объекта, о наличии или отсутствии зарегистрированных прав (без указания собственника), а также об имеющихся обременениях/ограничениях объекта недвижимости (без указания реквизитов документов, на основании которых зарегистрированы ограничения/ обременения).

 


 

 

Росреестром запущен сервис «Земля для стройки» на Публичной кадастровой карте

 

Данный проект был реализован Росреестром по поручению премьер-министра РФ Михаила Мишустина в рамках национального проекта «Жильё и городская среда».

«Земля для стройки» позволит с помощью цифровых технологий в режиме онлайн на Публичной кадастровой карте (далее – ПКК) инвесторам, застройщикам, которые занимаются строительством многоквартирных домов и коттеджных поселков, а также обычным гражданам приобретать земельные участки.

По результатам работы ведомства в 2020 году выявлено порядка 5,7 тыс. земельных участков и территорий, площадь которых около 100 тыс. га, для дальнейшего вовлечения в оборот, что позволяет построить, по экспертным оценкам, порядка 310 млн кв. м. жилья.

Исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина: «На территории Томской области определен 141 земельный участок общей площадью 834 га с наиболее перспективным развитием в жилищном строительстве, которые после включения в создаваемый Росреестром сервис «Земля для стройки» по поиску и покупке земли под строительство жилья будут доступны на ПКК. Подготовка данных для включения в сервис идет в рамках созданных Росреестром и направленных в регионы методических рекомендаций по выявлению и анализу эффективности использования земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, для вовлечения их в оборот для жилого строительства».

Для поиска земельных участков и территорий, имеющих потенциал вовлечения в оборот для жилищного строительства, необходимо:

- зайти на сайт ПКК,

- выбрать тип объектов поиска «Жилищное строительство»

- выполнить поиск по кадастровому номеру или по условному номеру.

Для поиска всех объектов необходимо ввести символ «*» в строку поиска.

Для создания обращения, связанного с земельным участком или территорией, имеющими потенциал вовлечения в оборот для жилищного строительства, необходимо нажать на ссылку «Подать обращение» в информационном окне по соответствующему объекту.

Сведения о таких объектах муниципальной и неразграниченной государственной собственности начали наносить на ПКК на территории таких регионов, как, например, Пермский край, Самарская и Псковская области, Республика Татарстан.

В дальнейшем Росреестр планирует отображать и актуализировать информацию о землях под жилую застройку по всей территории России. Также планируется наладить и оптимизировать связь между ответственными ведомствами и заинтересованными инвесторами.


 


 

 

Административное обследование объектов земельных отношений

 

С 2015 года у государственных инспекторов по использованию и охране земель Управления Росреестра по Томской области (далее – Управление) имеется новый инструмент для повышений эффективности государственного земельного надзора – административное обследование объектов земельных отношений.

Первой и главной особенностью административного обследования является то, что данный вид надзорных мероприятий осуществляется государственными инспекторами Управления без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

При этом, административное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры административного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется. Это вторая особенность административного обследования.

На первый взгляд у лиц, использующих земельные участки, могут возникнуть опасения на предмет четкого соблюдения государственными инспекторами их защищаемых законодательством прав, вне зависимости от того являются ли они нарушителями земельного законодательства или нет.

Однако, оснований для подобного рода беспокойства нет.

Процедура осуществления административного обследования четко прописана на законодательном уровне.

Административное обследование фактически является сбором и анализом информации, сведений из официальных информационных источников, актуальность которых подтверждена на законодательном и государственном уровне.

Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

Результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации). Опубликование осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе ограничений, связанных с защитой персональных данных.

Результаты административного обследования учитываются при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок.

При этом следует отметить, что выявленные в ходе обследования признаки нарушения требований земельного законодательства являются основанием для проведения внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства с последующим привлечением нарушителей к административной ответственности в случае подтверждения правонарушений.

 


 

 

Способы уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственно регистрации прав, отказа в их осуществлении

 

Способы уведомления заявителей о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (далее ГКУ и (или) ГРП), отказа в их осуществлении установлены действующим законодательством. При этом заявители имеют право выбора способа.

Так, при личном обращении в орган регистрации прав заявление о ГКУ и (или) ГРП и прилагаемые к нему документы, заявителям при заполнении заявлений об осуществлении ГКУ и (или) ГРП необходимо обратить внимание на графы, позволяющие выбрать способ уведомления о приостановлении ГКУ и (или) ГРП. Уведомление может быть направлено заявителю почтовым отправлением либо на адрес электронной почты, либо в пункт приема МФЦ по месту подачи документов.

В случае если при личном обращении в орган регистрации прав заявление о ГКУ и (или) ГРП и прилагаемые к нему документы были представлены в отношении объекта недвижимости, расположенного на территории иного кадастрового округа, при этом заявитель в таком заявлении указал на необходимость получения уведомления о приостановлении и (или) об отказе в осуществлении ГКУ и (или) ГРП лично, то заявителю выдается уведомление, оформленное на основании электронного документа, подготовленного и подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав, принявшего решение о приостановлении и (или) об отказе в осуществлении ГКУ и (или) ГРП по месту приема заявления и документов. Оригинал уведомления о приостановлении и (или) об отказе в осуществлении ГКУ и (или) ГРП в указанном случае направляется заявителю почтовым отправлением органом регистрации прав, государственный регистратор прав которого принял решение.

При наличии в заявлении о предоставлении государственной услуги сведений об адресе электронной почты заявителя ему, не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления, направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации в форме электронного документа независимо от указанного в заявлении способа получения документов.

В случае если от имени правообладателя или стороны сделки при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав действует его представитель, уведомление направляется также и правообладателю, стороне сделки.

 

 

Просмотров: 680
Источник: Управление Росреестра по Томской области